Более 5 миллиардов руб. госсубсидий на дальние жд перевозки могут передать авиакомпаниям
Минфин предлагает уменьшить дотации железнодорожникам на дальние пассажирские перевозки, а сэкономленные средства направить на финансирование авиаперевозок на таких же инструкциях. Ожидается, что билеты на авиаперелеты будут существенно дешевле и основная масса пассажиров станет летать, а не ездить. В результате РЖД может потерять более 5 миллиардов руб. субсидий в год. Это решение властей вынудит минимизировать объем перевозок поездами дальнего следования на 40%, убеждают железнодорожники.
Предложение о перенаправлении госсубсидий, перечисляемых на данный момент РЖД, в пользу авиакомпаний, было направлено замглавой Минфина Андреем Ивановым в правительство.
Предложения подкрепляются проведенными исследованиями. Минфин провел оценку пассажирских перевозок авиационным и жд транспортом на 10 маршрутах различной дальности и пассажиропотока за период 2000–2011 годов. Расчеты продемонстрировали, что в сегменте перевозок на расстояния свыше 1,5 тысяч км имеется стабильный рост доли авиаперевозок с помощью жд транспорта. Например, на маршруте Москва — Новосибирск (2891 км) снижение пассажирооборота на железной дороге за 11 лет составило 73,8% при средней стоимости проезда в 2011 году в купейном вагоне по этому маршруту чуть менее 10,5 тысяч руб.. Доля авиаперевозок тут с 2000 года выросла с 58 до 89%. При этом средняя стоимость перелета Москва — Новосибирск в 2011 году составила всего 7 тысяч руб.. В качестве примера Минфин приводит и данные по одному из самых коротких направлений — Москва — Воронеж (465 км). На этом маршруте снижение пассажирооборота на жд транспорте составило 15,5% при средней стоимости проезда 2,3 тысячи руб.. Доля авиационных перевозок не изменилась при средней стоимости перелета почти 3 тысячи руб..
Как акцентируют внимание специалисты Минфина, дальние жд перевозки сохраняют свою конкурентоспособность на расстояниях до 1,5 тысяч км в основном за счет ценового фактора, возникающего с помощью государственного субсидирования. Минтранс указывает, что явный приоритет жд транспорт имеет на расстояниях до 700 км, а на расстояниях свыше 2 тысячи км конкурентные преимущества жд перевозок снижаются из-за больших временных затрат на проезд.